Доступ для сотрудников

Протокол «Протокол заседания постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Председательствовал на заседании постоянно действующего совещания Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Присутствовали члены постоянно действующего совещания:
Н.В. Шестопалов,    Л.П.Гульченко, С.В.Белых, О.И.Аксенова, С.Д.Кривуля, О.А.Кулагина, О.В.Прусаков, Л.М.Симкалова, В.Н.Гришина.
Приглашенные: заместители начальников управлений, начальники отделов.
 
Повестка дня:
1.  О правоприменительной практике законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при проведении мероприятий по контролю (надзору).
2. О реализации Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992года №2300-1 « О защите прав потребителей».
 
1.СЛУШАЛИ:
 
О правоприменительной практике законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при проведении мероприятий по контролю (надзору).
Докладчик: О.А.Кулагина - начальник Управления нормативно-правового обеспечения.
 
ВЫСТУПИЛИ: М.С.Орлов, С.Д.Кривуля, О.А.Аскенова, Н.В.Шестопалов, В.Н.Гришина, Г.Г.Онищенко
 
По первому вопросу повестки дня постоянно действующее совещание
РЕШИЛО:
Проект решения по вопросу «О правоприменительной практике законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при проведении мероприятий по контролю (надзору)» с учетом высказанных предложений и замечаний участников заседания постоянно действующего  совещания доработать в срок до 5 июня 2006 года и представить на подпись в установленном порядке. (Приложение №1).
 
2. СЛУШАЛИ:
 
О реализации Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».
 
Докладчик:О.В. Прусаков -начальник Управления защиты прав потребителей.
 
ВЫСТУПИЛИ: О.И.Аксенова, Л.П. Гульченко, Н.Ю.Лаврова, Г.Г.Онищенко
 
По второму вопросу повестки дня постоянно действующее совещание
РЕШИЛО:
Проект решения по вопросу «О реализации Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» с учетом высказанных предложений и замечаний участников заседания постоянно действующего совещания доработать в срок до 5 июня 2006 года и представить на подпись в установленном порядке. (Приложение №2)
Приложение №3: Стенограмма заседания Постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
 
Руководитель, Председатель постоянно
действующего совещания Роспотребнадзора
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь
постоянно действующего совещания
C.B. Белых
Приложение №1
к протоколу заседания
постоянно действующего
совещания Роспотребнадзора
от 30 мая 2006 года № 1
 
Постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РЕШЕНИЕ
30 мая 2006 года                                                                                                                             № 1
О практике применения законодательства
 о санитарно-эпидемиологическом
 благополучии населения при
проведении мероприятий по контролю (надзору)
 
Анализ практики применения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при проведении мероприятий по контролю (надзору) показал, что 83 % протоколов об административных правонарушениях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, составленных должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора, квалифицируются по статье 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее- Кодекс) «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», которая содержит основную правовую норму, регулирующую административные правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а не по специальным статьям Кодекса:
статья 6.4. - «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта»;
статья 6.5. - «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде»;
статья 6.6. - «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения»;
статья 6.7. - «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения»;
статья 8.2  - «Несоблюдение экологических  и санитарно-эпидемиологических  требований  при  обращении с  отходами производства и потребления или иными опасными веществами»;
часть 2 статьи 14.4. - «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества».
Всего за период с 1 января по 1 ноября 2005 года уполномоченными должностными лицами Роспотребнадзора составлено 184538 протоколов об административных правонарушениях по указанными статьям Кодекса.
 
№ статьи Кодекса
Кол-во дел
%
6.3.
153610
83
6.4.
4988
3
6.5.
2664
1,4
6.6.
14811
8
6.7.
3070
1,6
8.2.
5271
2,9
14.4. (ч.2)
124
0,1
Территориальным органам Роспотребнадзора следует эффективно, полно и обоснованно использовать такую меру административного наказания, как административное приостановление, и возможность такой меры обеспечения по делу об административном правонарушении в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как временный запрет деятельности, которая применяется на основании протокола о временном запрете деятельности. Это новые нормы Кодекса, которые вступили в силу с 12 августа 2005 года.
Учитывая, что процедура административного приостановления деятельности в связи с внесением изменений в Кодекс основывается на применении норм права и четком их соблюдении, к осуществлению данной работы необходимо привлекать специалистов с юридическим образованием, владеющих специальными юридическими знаниями, в частности, знаниями административного, арбитражного, гражданского законодательства, а также гражданского и арбитражного процесса.
Должностными лицами территориальных управлений Роспотребнадзора допускаются многочисленные нарушения оформления процессуальных документов, составление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации (распоряжений, протоколов, актов, постановлений). В частности, не соблюдаются требования к указанным процессуальным документам, установленные Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (Тверь, Свердловск, Санкт- Петербург).
В процессе применения норм законодательства допускаются ошибки в определении   субъектов   административной   ответственности,   квалификации правонарушений ,применении обеспечительных мер.
Имеются случаи составления протоколов о временном запрете деятельности без учета того обстоятельства, что временный запрет является мерой обеспечения и не может применяться без составления протокола о правонарушении, за которое предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Так, в Республике Коми составлено 9 протоколов «об административном приостановлении» и при этом 14 о временном запрете деятельности. Территориальным управлением Роспотребнадзора по Тюменской области при составлении 957 протоколов о правонарушении, за которое предусмотрено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и только в 2 случаях составлены протоколы о временном запрете деятельности, при этом только по двум административным материалам были приняты судебные решения об административном приостановлении деятельности.
Анализ постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора, позволяет сделать вывод о том, что территориальные органы неправильно применяют предупреждение как один из видов административного наказания. Кодексом такой вид наказания предусмотрен только по статье 6.3. Кодекса, а в отчетных сведениях показано применение предупреждения по административным правонарушениям по статьям 6.4., 6.5., 6.6., 6.7., 8.2. и части 2 статьи 14.4. Кодекса, по которым такая санкция вообще не предусмотрена.

Территориальный орган Службы
№ статьи Кодекса
Кол-во дел
ТУ по Краснодарскому краю
6.5.
10
ТУ по Республике Ингушетия
6.6.
37
ТУ по железнодорожному транспорту
6.4.
29
6.6.
10
ТУ по Курской области
6.5.
7
6.6.
2
6.7.
5
ТУ по Республике Саха (Якутия)
8.2.
5
14.4. (ч.2)
10
ТУ по Ленинградской области, по Липецкой области, по Пензенской области
8.2.
3
 
Территориальные органы Роспотребнадзора редко составляют протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.4. Кодекса - «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)», чем существенно снижают действенность государственного санитарно-эпидемиологического надзора в стране.
В первом полугодии 2006 года Роспотребнадзор выступал стороной по следующим делам о нарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В Федеральном арбитражном суде Московского округа по кассационной жалобе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2005г. № 09АП-8777/05-АК об отмене Решения Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2005г. по делу № А40-22198/05-79-121 о признании недействительным постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 апреля 2005г. № 13 «Об усилении надзора за производством и оборотом минеральной питьевой воды» в части несоответствия по микробиологическим показателям воды питьевой негазированной гидрокарбонатно-кальциево-магниевой детской «Малышка» произведенной ОАО «Зеленоградский источник». Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа удовлетворены требования кассационной жалобы Службы, Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 апреля 2005г. № 13 «Об усилении надзора за производством и оборотом минеральной питьевой воды» оставлено в силе.
В арбитражном суде г. Москвы по иску ООО «Тера-Фарма» к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о признании санитарно-эпидемиологического заключения № 77.99.02.916.Д.001776.03.04 от 10.03.2004г. недействительным с момента его выдачи. Решением арбитражного суда г. Москвы отказано ООО «Тера-Фарма» в удовлетворении исковых требований о признании санитарно-эпидемиологического заключения № 77.99.02.916.Д.001776.03.04 от 10.03.2004 г. недействительным с момента его выдачи.
В Верховном Суде Российской Федерации по заявлению Администрации Канского района Красноярского края о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469. Решением Верховного Суда Российской Федерации Администрации Канского района Красноярского края отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействующими пунктов 6.1 и 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469.
Заслушав доклад начальника  Управления нормативно-правового обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Кулагиной О.А. постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решило:
 
1. Управлению нормативно-правового обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Кулагина О.А.): -
1.1. Во втором полугодии 2006 года организовать проведение семинаров для работников территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на тему:
«Применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при проведении мероприятий по контролю (надзору) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав
потребителей»;
1.2.  Подготовить методические материалы по применению норм КоАП на основании проведенного анализа и обобщения практики применения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучия населения территориальными органами Роспотребнадзора до 01.10.2006;
1.3. Провести паспортизацию специалистов юридических подразделений и специалистов по юридическим вопросам управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в срок до 01.09.2006;
1.4. Подготовить типовые должностные регламенты для специалистов юридических подразделений управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации до 01.12.2006;
1.5. Провести анализ законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и подготовить предложения по его совершенствованию, в том числе на основании анализа применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подготовить предложения о внесении в него необходимых изменений до 01.11.2006;
1.6. Подготовить и дать предложения по вопросу обучения основам административного законодательства студентов и преподавателей высших медицинских учебных заведений по специальности медико-профилактическое дело и санитария.
2.  Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора:
2.1.Проанализировать практику применения мер административного наказания;
2.2. Принять меры по обеспечению правильности составления протоколов об административных правонарушениях и вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях по специальным нормам Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (статьи 6.4., 6.5., 6.6., 6.7., 8.2. и часть 2 статьи 14.4)   при наличии соответствующего состава административного правонарушения;
2.3. Установить контроль за строгим соблюдением законодательства Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях.
 
Руководитель, Председатель постоянно
действующего совещания Роспотребнадзора
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь
постоянно действующего совещания
C.B. Белых
Приложение №2
 к протоколу заседания
постоянно действующего
 совещания Роспотребнадзора
 от 30 мая 2006 года № 1
 
Постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РЕШЕНИЕ 
30 мая 2006 года                                                                                                             № 2
 О реализации Закона Российской
 Федерации от 07.02.1992 № 2300-1
 «О защите прав потребителей»
 
Заслушав и обсудив доклад начальника Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека О.В. Прусакова по вопросу «О реализации Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает следующее.
В 2005 году территориальными управлениями Федеральной службы было проведено более 154 тыс. проверок соблюдения хозяйствующими субъектами -юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими соответствующую деятельность на потребительском рынке, - обязательных требований к товарам, работам, услугам, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами в области защиты прав потребителей.
Проверки проводились в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» согласно планам работы ТУ, по заданиям и поручениям Федеральной службы, а также по материалам, поступавшим от различных органов государственной власти и местного самоуправления, заинтересованных организаций, в том числе общественных объединений потребителей, по письмам и обращениям граждан.
Более 55 % (86,5 тыс.) проведенных мероприятий по контролю и надзору составили внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, проводимые в установленных вышеназванным законом случаях. При этом около 20 % проверок от указанного числа проводилось совместно с другими уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора органами, в том числе с органами МВД России.
В результате - в 2005 году в области защиты прав потребителей (включая сферу потребительского рынка) должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора было выявлено 139 тыс. фактов, имеющих признаки соответствующих административных правонарушений, что составило 60 % от общего числа административных правонарушений в установленной сфере деятельности (236,7 тыс.), к числу которых, в том числе, относятся правонарушения, зафиксированные в протоколах, составленных уполномоченными должностными лицами иных органов, и направленных для рассмотрения в территориальные управления Федеральной службы.
По результатам рассмотрения соответствующих дел об административном правонарушении было вынесено 165,5 тыс. постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 303, 6 млн. руб., из которых 182, 7 млн. руб. (60,2%) было уплачено или взыскано в установленном порядке.
При этом в целях пресечения и дальнейшего недопущения длящихся правонарушений было выдано 24,4 тыс. представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению соответствующего административного правонарушения.
В то же время, с учетом того, что согласно п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определяет в качестве составов административных правонарушений в рассматриваемой области общественных отношений лишь отдельные нарушения прав потребителей, защита которых, главным образом, осуществляется за счет соответствующих гражданско-правовых императивных норм, Роспотребнадзор исходит из того, что применительно к сфере потребительского законодательства реальная защита прав потребителей должна обеспечиваться не административными методами (при невозможности разрешения спора в рамках добровольного удовлетворения требований потребителей), а судом (в соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
С учетом данного обстоятельства эффективное использование возможностей института гражданского судопроизводства при реализации возложенных на Федеральную службу функций в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзор определяет в качестве одной из приоритетных своих задач.
Результатом подобной работы в 2005 году стало предъявление территориальными управлениями 98 исков в интересах неопределенного круга потребителей и направление ими в суд 232 заключений по гражданским делам о защите прав потребителей. 47 заявлений в защиту неопределенного круга потребителей (с учетом дел, находившихся в производстве судов с предыдущих периодов) было в 2005 году судом удовлетворено.
Одним из показателей результативности деятельности Федеральной службы (ее территориальных управлений) является отлаженное взаимодействие с общественными объединениями потребителей и органами местного самоуправления.
С учетом этого и в целях обеспечения соответствующей координации действий Федеральной службы (ее территориальных органов) с общественными объединениями и организациями потребителей Приказом Федеральной  службы от   19.01.06 № 3  в Роспотребнадзоре создан постоянно действующий совещательный орган -Консультативный совет по защите прав потребителей, который для достижения поставленных перед ним целей призван:
способствовать совершенствованию механизма реализации законодательства Российской Федерации   о защите прав потребителей;
проводить анализ эффективности применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
вырабатывать предложения к законопроектам и иным нормативным правовым актам по вопросам регулирования потребительского рынка и обеспечения защиты прав потребителей;
организовывать и проводить совместные мероприятия, направленные на широкое информирование населения об основах потребительских знаний и т.д.
Вместе с тем, практически во всех направлениях деятельности территориальных управлений Роспотребнадзора, связанных с обеспечением защиты прав потребителей, имеются недостатки.
Так, анализ практики применения КоАП РФ, проведенный как по итогам 2005 года, так и проводимый в рамках текущего мониторинга предоставляемой информации о работе терорганов, показывает, что в действиях соответствующих должностных лиц территориальных управлений имеет место быть целый ряд системных, в том числе процессуальных, ошибок, безотносительность которых к установленным сферам надзора и контроля (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защита прав потребителей, потребительский рынок) позволяет сделать вывод как о недостаточном уровне организации соответствующей контрольно-надзорной деятельности в целом, так и о ненадлежащем правоприменении КоАП РФ в частности.
При этом более или менее целенаправленно и системно защитой прав потребителей в судах общей юрисдикции занималось лишь каждое седьмое территориальное управление, что, безусловно, является крайне низким показателем.
Подобная ситуация не в последнюю очередь объясняется сложившимся кадровым составом специалистов, призванных на практике реализовывать весь объем функций в указанной сфере деятельности Роспотребнадзора.
Так, согласно информации, предоставленной территориальными управлениями в конце марта 2006 года, профессиональный (образовательный) уровень специалистов, осуществляющих функции по защите прав потребителей в соответствующих структурных подразделениях, характеризовался следующим образом:
экономическое (торговое) образование имели 48% сотрудников,
юридическое образование - 13%,
медицинское образование - 2%,
техническое или иное образование - 37%.
При этом в 35 теруправлениях среди сотрудников отделов по защите прав потребителей вообще отсутствуют специалисты с юридическим образованием и лишь в 26 ТУ такое образование имеют более половины фактической численности сотрудников названных подразделений. Указанное обстоятельство помимо всего прочего не позволяет должным образом организовать действенное и эффективное рассмотрение жалоб и обращений потребителей, а также их системное консультирование и информирование.
В связи с вышеизложенным, постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решило:
Признать сложившуюся в территориальных управлениях Роспотребнадзора практику применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при реализации соответствующих функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и на потребительском рынке, досудебную и судебную формы защиты прав потребителей, а также практику взаимодействия с общественными объединениями потребителей и органами местного самоуправления удовлетворительной.
В целях совершенствования дальнейшей работы в сфере защиты прав потребителей руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора поручить:
2.1. принять меры по созданию Консультативных советов по защите прав
потребителей в субъектах Российской Федерации;
2.2. разработать   комплекс мероприятий, предполагающих:
- укрепление кадрового состава структурных подразделений управлений, осуществляющих защиту прав потребителей, за счет увеличения доли специалистов с юридическим образованием;
 - повышение квалификации и переподготовку специалистов, непосредственно осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
2.3.  доложить о результатах проделанной работы в срок до 1 августа 2006 года.
3.  Управлению защиты прав потребителей (Прусаков О.В.) в срок до 10 июня
2006 года подготовить информационно-методическое письмо об участии территориальных управлений Роспотребнадзора в защите прав потребителей в судах общей юрисдикции.
 
Руководитель, Председатель постоянно
действующего совещания Роспотребнадзора
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь
постоянно действующего совещания
C.B. Белых