Доступ для сотрудников

Постановление от 18.05.2006 № 10 «Об усилении санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда водителей автотранспортных средств»

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации  Г. Г. Онищенко, проанализировав состояние условий труда водителей автотранспортных средств и работников автомобильной промышленности, установил.

Численность работников на транспорте, занятых во вредных и опасных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам составляет 16,7% от общей численности работающих в автотранспортной промышленности и на транспорте. Удельный вес транспортных средств, не отвечающих гигиеническим нормативам, превышает 35%.

Труд водителей по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов. Ненормированный рабочий день, продолжительность смены более 10—12 часов, связанные с командировочными выездами, нервно-эмоциональное напряжение, связанное с повышенным количеством и характером поступающей информации, ответственность за жизнь пассажиров по показателям напряженности трудового процесса относят труд водителей к классу 3.2 (вредные условия 2 степени).

Удельный вес лабораторно-инструментальных исследований, выполненных на рабочих местах водителей и не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, остается на протяжении ряда лет стабильно высоким, не имеет тенденции к снижению и составляет: по шуму — 42,5%, вибрации — 25,1%, показателям микроклимата — более 10%, освещенности — 8%.

Основным источником поступления химических веществ в кабину водителей являются выхлопные газы автотранспорта. Содержание оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы и сажи в воздухе превышает предельно допустимые концентрации в 3–6 раз.
В то же время, необходимые исследования и анализ комплексного неблагоприятного воздействия производственных факторов на организм водителей и другого персонала транспортных средств проводятся в недостаточном объеме. Отсутствие единых методических подходов затрудняет осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора при эксплуатации автомобилей и проведении гигиенических экспертиз условий труда и единиц автотранспортной техники.

В связи с вышеперечисленным, в последние годы наметилась тенденция роста профессиональной патологии среди работников автотранспорта (в 2000 году — 0,32 на 10 тыс. работающих, в 2004 — 0,47) и автомобильной промышленности (в 2001 году — 4,69 на 10 тыс. работающих, в 2004 — 6,46).

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности по отдельным отраслям и промышленным предприятиям на транспорте остается высокой. В структуре заболеваемости первое место занимает группа простудных заболеваний, связанных со спецификой работы в неблагоприятных условиях; второе место — заболевания костно-мышечной системы, в результате физического напряжения, вынужденной рабочей позы и периодического переохлаждения организма; третье место — заболевания сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения, связанные с высоким уровнем нервно-эмоционального перенапряжения, неудовлетворительной организации питания.

Помимо этого, негативное влияние транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры на среду обитания человека продолжает иметь место и увеличивает риск для здоровья населения. Автомобильный транспорт, генерирующий шум и загрязняющий атмосферный воздух, является одним из основных источников загрязнения окружающей среды в крупных городах и населенных пунктах.

В целях оздоровления окружающей среды, улучшения условий труда водителей транспортных средств, на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 482)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и на транспорте:

1.1 Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда водителей транспортных средств;

1.2 Организовать проведение лабораторно-инструментального контроля при гигиенической оценке условий труда водителей автотранспортных средств;

1.3 В срок до 01.10.2006 провести комплексные рейдовые проверки условий труда, обратив особое внимание на водителей, выполняющих дальние рейсы;

1.4 Представить информацию о проведенных мероприятиях в адрес Федеральной службы в срок до 01.11.2006;

2. Рекомендовать руководителям автотранспортных организаций:

2.1 Рассмотреть вопрос о проведении мероприятий по улучшению условий труда, оптимизации режима труда, организации и обеспечения санитарно-бытовых условий;

2.2 Обратить особое внимание на систему медицинского обслуживания водителей транспортных средств, организацию на должном уровне предварительных, периодических и предрейсовых медицинских осмотров.

3. Руководителю ФГУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии» Роспотребнадзора (Тихомиров Ю. П.):

3.1 Подготовить предложения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия условий труда водителей транспортных средств, совершенствованию гигиенической экспертизы условий труда и единиц автотранспортной техники;

3.2 Разработать и обосновать комплекс организационных, санитарно-гигиенических и психофизиологических оздоровительных рекомендаций в целях профилактики профессиональных заболеваний и заболеваний с временной утратой трудоспособности водителей автотранспортных средств.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Л. П. Гульченко).

$SIGN

НЕ НУЖДАЕТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Письмо Минюста России № 01/4198-В.Я. от 22 мая 2006 г.