Доступ для сотрудников

Протокол «Протокол селекторного совещания у руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко»

Председательствовал:
Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Присутствовали:
Н.В. Шестопалов, Л.П. Гульченко, О.И. Аксенова, А.А. Волков, Г.Ф. Лазикова, О.В. Прусаков, В.Н. Гришина, О.А. Кулагина, С.В. Белых.
 
Представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
Повестка совещания:
 
1. О ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения
2. О ходе летней оздоровительной компании 2006 года.
 
СЛУШАЛИ:
 
1. О ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
 
(Г.Г. Онищенко, А.В.Чернев, О.П. Курганова, Н.А. Забродин, И.Н. Пикалов, В.П.Клиндухов, Г.Г. Онищенко)
 
По состоянию на 1 июля 2006 году охват прививками в целом по Российской Федерации составил:
первой аппликацией 89,8 %, второй аппликацией - 76,3 %.
 
По федеральным округам самые высокие показатели охвата двукратной иммунизацией против гепатита В отмечаются в Южном федеральном округе 86,4 % и Приволжском - 83,6 %.
Самые низкие в Уральском и Дальневосточном федеральных округах -68,0 и 67,5 % соответственно.
 
На 1 июля своевременно получили 2 аппликации против гепатита В в соответствии со схемой иммунизации дети и подростки в 27 субъектах Российской Федерации, процент охвата составил от 95 до 100 %.
 
Процент охвата 2 прививками составляет по Костромской области - 100, Липецкой - 95, Ярославской область - 96,1, г. Москве - 100, Архангельск- 99,6, Калининградской - 95,7,Ленинградская - 98,4, Республике Дагестан - 100, Кабардино-Балкарской Республике -95,0, Республике Северная Осетия (Алания) 97,0, Краснодарскому краю-100, Ставропольскому краю - 98,0, Астраханской -100, Республике Башкортостан - 97,4, Оренбургской - 99,3, Пензенской - 100, Пермской -100,  Коми-Пермяцкому АО - 97,4,Саратовской - 100,Самарской -97,4,  Республике  Алтай  -  95,2,  Алтайскому  краю  -  96,4,  Иркутской  -93,7, Новосибирской - 97,2, Агинскому Бурятскому АО -100, Республике Саха (Якутия) - 98,0, Чукотскому АО -100.
 
В 5 субъектах Российской Федерации при охвате первой прививкой от 80 % до 100 % имеет место невысокий процент охвата второй прививкой:
 
 
1 прививка
2 прививка
1. Кировская область
97,0
59,1
2. Свердловская область
95,0
67,0
3. Тюменская область
78,2
64,0
4. Читинская область
93,4
54,7
5. Камчатская область
90,1
69,0
6. Сахалинская область
92,1
70,2
7. Еврейская АО
87,0
54,1
 
В связи с поздними сроками поступления вакцины против гепатита В для проведения первой прививки (с 15 по 17 мая текущего года) в 5 субъектах Центрального федерального округа (Брянская, Курская, Московская Смоленская и Тверская области) отмечается низкий охват прививками второй прививкой подлежащих контингентов.
 
В 10 субъектах Российской Федерации отмечаются  низкие показатели охвата прививками против гепатита В при своевременной поставке вакцины:
Процент охвата прививками против ВГВ:
 
 
Первая
Вторая
 
1. Мурманская область
75,4
69,0
2. Ненецкий АО
70,6
57,8
3. Псковская область
63,8
43,3
4. Республика Мордовия
73,0
71,3
5. Удмурдская Республика
70,0
58,0
6. Ямало-Ненецкий АО
38
20
7. Усть-Ордынский АО
76,3
41,4
8. Республика Тыва
42,7
32,5
9. Эвенкийский АО
33,0
11,0
10. Амурская область
58,1
40,1
 
5 июля заслушаны отчеты  руководителей  управлений Роспотребнадзора по Нижегородской, Ульяновской и Курганской областям о проделанной работе и мерах принимаемых по реализации мероприятий по иммунизации населения в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Протокол совещания размещен на сайте Федеральной службы.
 
В адрес губернаторов Ульяновской и Нижегородской областей направлены письма о неудовлетворительной организации и проведении профилактических прививок.
 
По выполнению решения совещания по Курганской и Ульяновской областям представлены планы дополнительных мероприятий по обеспечению 3-кратной иммунизации против гепатита В подлежащих контингентов, утвержденные органами исполнительной власти.
 
В настоящее время охват второй прививкой составил:
- в Ульяновской области - 75,0 %,
- в Курганской области - 61,4 %.
 
Охват прививками подлежащих контингентов против краснухи составил 24,5 %. Вакцина для проведения иммунизации в рамках приоритетного национального проекта в 40 субъектов Российской Федерации в 50 % от потребности поступила в период с 25 апреля по 10 мая 2006 года, в 48 субъектов - с 19 июня до 30 июня 2006 года.
 
По федеральным округам Российской Федерации охват прививками против краснухи составляет от 37,4 % в Центральном, до 10,0 % в Сибирском. Высокие показатели охвата имеют место в тех субъектах Российской Федерации, где для проведения прививок в рамках приоритетного национального проекта использовалась вакцина, поступившая для национального календаря или приобретенная за счет средств субъектов Российской Федерации.
 
Вакцина против гриппа «Гриппол» отечественного производства приобретена в количестве 22 млн. доз, поставка которой в субъекты Российской Федерации запланирована в третьем квартале 2006 года перед проведением сезонной иммунизации.
 
На сезон 2006-2007гг. при производстве вакцины был использован рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения штаммовый состав гриппозной вакцины:
- А/Н.Каледония/20/99(НШ1),
- A/Bhckohchh/67/05(H3N2),
- В/Малайзия/2506/04.
 
Полиомиелитная инактивированная вакцина для иммунизации детей раннего возраста до настоящего времени в субъекты Российской Федерации пока не поступала, открытый аукцион на право заключения государственного контракта на поставку медицинских иммунобиологических препаратов для дополнительной иммунизации в рамках приоритетного национального проекта объявлен Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию на 26 июля 2006 года.
 
По данным, поступившим из управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в недостаточном объеме проводится работа по активному и постоянному информированию населения о целях и необходимости иммунизации в Брянской, Калужской, Новгородской, Читинской и Камчатской областях, Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Хабаровском крае и Еврейской автономной области.
 
В настоящее время начата подготовка к организации и проведению иммунизации в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2007 году.
 
Для определения численности и контингентов, подлежащих дополнительной иммунизации по субъектам Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом №91-ФЗ от 30 июня 2006 года «О внесении изменения в статью 9 Федерального Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» проводится подготовка постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О дополнительной иммунизации населения Российской Федерации в 2007 году».
 
В 2007 году прививкам подлежат:
- против гепатита В 15 млн. человек - лиц молодого возраста от 18 до 35 лет не болевших и не привитых ранее, среди них студенты ВУЗов, контингенты Минобороны России, МВД России, ФСИН России, ФСБ России и ФСКН России и 9,3 млн. человек населения Российской Федерации указанного возраста.
- Против краснухи - 6 млн. девушек и женщин от 18 до 25 лет, не болевших и не привитых против краснухи ранее, а также дети от 8 лет и старше не болевших и не привитых против краснухи.
- против полиомиелита инактивированной вакциной 150 тысяч детей раннего возраста из групп риска.
- против гриппа 30 млн. человек, относящихся к группам повышенного риска заражения и развития осложнений после перенесенного заболевания.
 
В целях организации и проведения профилактических прививок взрослому населению в 2007 году необходимо:
1. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора, совместно с руководителями управлений здравоохранения субъектов Российской Федерации:
1.1. Начать работу по определению численности подлежащих контингентов
1.2. Уточнить силы и средства необходимые для проведения этой работы на базе поликлиник, здравпунктов учебных заведений, предприятий и учреждений, а также прививочных бригад медицинских поликлиник в учреждениях, расположенных на территории их обслуживания.
1.3 Усилить контроль за соблюдением «холодовой цепи» особенно на уровне ФАП и ЦРБ. Не допускать проведение прививок вакцинами с нарушением «холодовой цепи». Незамедлительно информировать Роспотребнадозор о нарушениях «холодовой цепи».
Пересмотреть планы профилактической работы с населением в области вакцинации, наладить работу со средствами массовой информации по этому вопросу.
При подготовке нормативно-правовых документов необходимо предусмотреть механизм передачи медицинских иммунобиологических препаратов или финансовых средств ведомствам, которые являются другими субъектами бюджетного планирования.
 
2. Г.Ф. Лазиковой - заместителю начальника Управления эпиднадзора, санитарной охраны территорий, надзора на транспорте
До 27.07.2006 подготовить проекты писем в адрес губернаторов Амурской, Мурманской, Псковской областей, президенту Республики Удмуртия, Председателю Правительства Республики Тыва о неудовлетворительной работе по иммунизации населения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Подготовить график заслушивания в Роспотребнадзоре руководителей Мурманской, Амурской, Псковской областей, Республики Тыва и Удмуртской Республики.
 
2. О ходе летней оздоровительной кампании 2006 года.
 
Государственный  санитарно-эпидемиологический  надзор  за  летними оздоровительными учреждениями осуществлялся Управлениями Роспотребнадзора на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 215 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году», направленное на обеспечение полноценного отдыха детей в летнюю оздоровительную кампанию, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 № 5 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году», зарегистрированное Минюстом России 13.04.2006 №7691.
 
В I смену летней оздоровительной кампании 2006 года функционировало 48365 детских оздоровительных учреждений ( в 1-ую смену 2005 года - 49656), с количеством детей 2741537 ( в 1-ую смену 2005 года - 2528060).
 
По предварительным данным, во вторую смену летней оздоровительной кампании 2006 года количество функционирующих учреждений и число отдохнувших детей сохраняется на уровне 2005 года.
 
На 25.07.2006 в большинстве регионов Российской Федерации продолжается 2 смена, окончание которой планируется с 28.07. по 30.07.2006.
 
Без согласования с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в 1 смену открыты 19 оздоровительных учреждений. Так, только в Красноярском крае - 13 ЛОУ (12 ЛОУ с дневным пребыванием и 1 загородный ЛОУ «КрайсЭйр»), в Иркутской области - 2 ЛОУ (1 ЛОУ с дневным пребыванием, 1 санаторий «Кедр» г.Саянск), во Владимирской области - 2 ЛОУ (1 загородный ЛОУ «Солнечный», 1 ЛОУ с дневным пребыванием), в Пермском крае - 1 ЛОУ («Некоммерческое партнерство ребячий лагерь «Новое поколение»).
 
Установленные сроки продолжительности оздоровительных смен соблюдались в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (в загородных - 21-24 дня, в лагерях с дневным пребыванием - не менее 18 дней).
 
Однако, в Омской, Тюменской, Челябинской, Читинской областях, республиках Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Хакасия, Удмуртской Республике и ряде других отмечены случаи сокращения продолжительности смен в загородных оздоровительных учреждениях до 18 дней.
 
При оценке рационов питания в отдельных оздоровительных учреждениях Пензенской, Оренбургской, Приморском крае выявлены факты невыполнения норм питания по рыбе, творогу, кисломолочных продуктов, свежих фруктов и овощей. В Белгородской области в ряде летних оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей в сельской местности не выполнены нормы питания по мясу говядины, которое заменялось мясом птицы и колбасными изделиями.
 
В целом, по загородным стационарным лагерям при 4-5-разовом питании сумма на одного ребенка в день составила 80-130 рублей (в 2005г. - 80-85), в учреждениях с дневным пребыванием при 2 разовом питании в день сумма 40 -80 рублей, при 3-х разовом - 50-100.
Отмечалось несоответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений в Тверской области на 10%, Томской области 5,9%, Оренбургской области на 3,5%, Республике Мордовия на 5%, Республике Бурятия на 9,6%, Воронежской области на 19,55%, Республике Алтай на 10,3%, Ульяновской области на 7,5%, в Чувашской Республике на 18,6% и др.
 
Для профилактики витаминной недостаточности в летних оздоровительных учреждениях применяются поливитаминные препараты, проводится искусственная «С»-витаминизация готовых блюд. Не проводилась витаминизация в ряде детских оздоровительных учреждений Курганской области.
 
По информации на 25.07.2006 во 2 смену в Краснодарском крае - во 2-ю смену функционирует 1604 (в 1 смену 2006 - 1230) летних оздоровительных учреждений для детей, в том числе 1135 лагерей с дневным пребыванием.
 
Во 2-ю смену в летних оздоровительных учреждениях отдыхает 112777 (в 1 смену 2006 - 91054) детей, в том числе 45300 детей в загородных лагерях, в санаторных оздоровительных лагерях 23424 ребенка, в детских санаториях 8576 детей, в лагерях с дневным пребыванием 18134 ребенка.
 
В Ставропольском крае - во 2-ю смену функционирует 662 (в 1 смену 2006 - 755) детских учреждения труда и отдыха с охватом 36639 (в 1 смену 2006 -51680) детей и подростков.
Всеми видами труда, отдыха и оздоровления в июле охвачено 74 тыс. детей и подростков (в июне 2006 - 114 тыс.).
В санатории Кавказских минеральных вод заехало 3410 (2005г. - 4428) чел., из них из других регионов - 1051 (2005г. - 2157) - Краснодарский край, Карачаево-Черкесская Республика, Адыгея, Ростовская область, Калмыкия, Саратов, Астраханская область и др.
 
В Ростовской области - во вторую смену в области функционировало 539 (в 1 смену 2006 - 888) оздоровительных учреждений общей численностью 42980 детей (в 1 смену 2006 - 63442), в т.ч. 480 оздоровительных учреждений с дневным пребыванием с охватом 27400 детей и 59 загородных оздоровительных учреждений с охватом 15580 детей.
В оздоровительных учреждениях Ростовской области во 2 -ю смену оздоравливалось 3860 детей из других регионов России. Выехали в оздоровительные учреждения Краснодарского края - 1487 детей; в г. Санкт-Петербург с экскурсионными турами - 273 ребенка.
Проведена акарицидная обработка на площади 90 га.
 
В Кемеровской области - во вторую смену в области функционируют 442 (в 1 смену 2006 - 1004) летних оздоровительных учреждения, в которых отдыхает 32,9 тыс. детей (в 1 смену 2006 - 75,1 тыс.).
За пределы Кемеровской области железнодорожным транспортом отправлено 282 организованные группы - 10,9 тыс. детей.
 
В Оренбургской области - во вторую смену функционирует 1535 оздоровительных учреждений (в 1 смену 2006 - 1473). В лагерях всех типов отдыхает 73600 человек (в 1 смену 2006 - 72127).
За истекший летний период за пределы области согласован выезд железнодорожным транспортом 32 группам с общей численностью детей 1502 человека, воздушным транспортом - 3 группам с общей численностью 262 человека.
 
За I смену летней оздоровительной кампании 2006 года было наложено 3734 штрафа (за 1 смену2005 - 1307 штрафов) на сумму более 3412560 рублей (в 2005 году - 290200 рублей), отстранено от работы - 222 человека, вынесено 14 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов (за 1 смену 2005 года -179), передано дел в суды и следственные органы - 47.
 
Отстранено от работы более 542 сотрудников оздоровительных учреждений. Основной причиной отстранения от работы явилось несвоевременное прохождение медицинского осмотра, отсутствие медицинских книжек установленного образца.
 
Несмотря на меры, принимаемые специалистами Роспотребнадзора в нарушение требований санитарного законодательства и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 № 5 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году», во 2-ю смену продолжают отмечаться те же грубейшие нарушения в работе летних оздоровительных учреждений, что и в 1-ю смену.
 
Так, при осуществлении государственного надзора за функционированием оздоровительных учреждений были выявлены:
- несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима работы учреждений;
- отсутствие на пищеблоке сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность, принятых продуктов;
- отсутствие контроля (бракеража) за качеством поступающей на пищеблок продукции;
- нарушение условий и сроков хранения продуктов;
- несоблюдение режима мытья посуды;
- несоблюдение требований санитарных правил при отборе и хранении суточной пробы;
- не выдерживались суточные нормы питания по творогу, рыбе, фруктам, овощам;
- недостаточный контроль со стороны медицинских работников за работой оздоровительного учреждения, особенно за организацией питания и работой пищеблока;
- нарушения по порядку прохождения медосмотров персоналом.
 
Результатом несоблюдения санитарных норм и правил при организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях является рост вспышек инфекционных заболеваний пищевой этиологии. В течение июня-июля 2006 года зарегистрировано 10 вспышек острых кишечных инфекций, при которых пострадало около 500 человек. (Красноярский и Приморский край, Новосибирская, Саратовская, Ульяновская, Московская, Свердловская, Астраханская области.)
 
В 2005 году за всю летнюю оздоровительную кампанию в летних оздоровительных учреждениях было зарегистрировано 4 случая массовых инфекционных заболеваний с числом пострадавших 56 детей.
 
С целью улучшения условий пребывания детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях и повышения эффективности их оздоровления в III смену летней оздоровительной компании 2006 года, а также в целях профилактики вспышек кишечных инфекций в оздоровительных детских лагерях руководителям территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации необходимо:
- ужесточить проведение комплекса мероприятий по предупреждению заноса и распространения острых кишечных инфекций в детских оздоровительных учреждениях;
- повысить требовательность к руководителям оздоровительных детских учреждений за своевременность и полноту информации о возникновении среди детей и персонала групповых заболеваний и оперативных мер по их расследованию и ликвидации;
- проводить целенаправленную санитарно-просветительную работу и обучение
сотрудников оздоровительных учреждений и родителей по предупреждению распространения кишечных инфекций;
- предусмотреть проведение полноценного и эффективного лабораторного исследования объектов в период эксплуатации летних оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на безопасность питьевой воды, особенно из источников нецентрализованного водоснабжения;
- усилить применение мер административного воздействия при нарушении гигиенических требований в летних оздоровительных учреждениях;
- обратить внимание управлений органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации на крайне низкий уровень подготовленности медицинских работников, направляемых на работу в летние оздоровительные учреждения;
- провести дополнительные мероприятия, направленные на повышение качества обучения персонала и потребовать от руководителей летних оздоровительных учреждений неукоснительного соблюдения санитарных норм и правил.
$SIGN