Председательствовал:
Г.Г. Онищенко - руководитель Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Присутствовали:
Н.В. Шестопалов, Л.П. Гульченко, О.И. Аксенова, А.А. Волков, Г.Ф. Лазикова, О.В. Прусаков, В.Н. Гришина, О.А. Кулагина, С.В. Белых.
Представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Повестка совещания:
1. О ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения
2. О ходе летней оздоровительной компании 2006 года.
СЛУШАЛИ:
1. О ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
(Г.Г. Онищенко, А.В.Чернев, О.П. Курганова, Н.А. Забродин, И.Н. Пикалов, В.П.Клиндухов, Г.Г. Онищенко)
По состоянию на 1 июля 2006 году охват прививками в целом по Российской Федерации составил:
первой аппликацией 89,8 %, второй аппликацией - 76,3 %.
По федеральным округам самые высокие показатели охвата двукратной иммунизацией против гепатита В отмечаются в Южном федеральном округе 86,4 % и Приволжском - 83,6 %.
Самые низкие в Уральском и Дальневосточном федеральных округах -68,0 и 67,5 % соответственно.
На 1 июля своевременно получили 2 аппликации против гепатита В в соответствии со схемой иммунизации дети и подростки в 27 субъектах Российской Федерации, процент охвата составил от 95 до 100 %.
Процент охвата 2 прививками составляет по Костромской области - 100, Липецкой - 95, Ярославской область - 96,1, г. Москве - 100, Архангельск- 99,6, Калининградской - 95,7,Ленинградская - 98,4, Республике Дагестан - 100, Кабардино-Балкарской Республике -95,0, Республике Северная Осетия (Алания) 97,0, Краснодарскому краю-100, Ставропольскому краю - 98,0, Астраханской -100, Республике Башкортостан - 97,4, Оренбургской - 99,3, Пензенской - 100, Пермской -100, Коми-Пермяцкому АО - 97,4,Саратовской - 100,Самарской -97,4, Республике Алтай - 95,2, Алтайскому краю - 96,4, Иркутской -93,7, Новосибирской - 97,2, Агинскому Бурятскому АО -100, Республике Саха (Якутия) - 98,0, Чукотскому АО -100.
В 5 субъектах Российской Федерации при охвате первой прививкой от 80 % до 100 % имеет место невысокий процент охвата второй прививкой:
|
1 прививка
|
2 прививка
|
1. Кировская область
|
97,0
|
59,1
|
2. Свердловская область
|
95,0
|
67,0
|
3. Тюменская область
|
78,2
|
64,0
|
4. Читинская область
|
93,4
|
54,7
|
5. Камчатская область
|
90,1
|
69,0
|
6. Сахалинская область
|
92,1
|
70,2
|
7. Еврейская АО
|
87,0
|
54,1
|
В связи с поздними сроками поступления вакцины против гепатита В для проведения первой прививки (с 15 по 17 мая текущего года) в 5 субъектах Центрального федерального округа (Брянская, Курская, Московская Смоленская и Тверская области) отмечается низкий охват прививками второй прививкой подлежащих контингентов.
В 10 субъектах Российской Федерации отмечаются низкие показатели охвата прививками против гепатита В при своевременной поставке вакцины:
Процент охвата прививками против ВГВ:
|
Первая
|
Вторая
|
1. Мурманская область
|
75,4
|
69,0
|
2. Ненецкий АО
|
70,6
|
57,8
|
3. Псковская область
|
63,8
|
43,3
|
4. Республика Мордовия
|
73,0
|
71,3
|
5. Удмурдская Республика
|
70,0
|
58,0
|
6. Ямало-Ненецкий АО
|
38
|
20
|
7. Усть-Ордынский АО
|
76,3
|
41,4
|
8. Республика Тыва
|
42,7
|
32,5
|
9. Эвенкийский АО
|
33,0
|
11,0
|
10. Амурская область
|
58,1
|
40,1
|
5 июля заслушаны отчеты руководителей управлений Роспотребнадзора по Нижегородской, Ульяновской и Курганской областям о проделанной работе и мерах принимаемых по реализации мероприятий по иммунизации населения в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Протокол совещания размещен на сайте Федеральной службы.
В адрес губернаторов Ульяновской и Нижегородской областей направлены письма о неудовлетворительной организации и проведении профилактических прививок.
По выполнению решения совещания по Курганской и Ульяновской областям представлены планы дополнительных мероприятий по обеспечению 3-кратной иммунизации против гепатита В подлежащих контингентов, утвержденные органами исполнительной власти.
В настоящее время охват второй прививкой составил:
- в Ульяновской области - 75,0 %,
- в Курганской области - 61,4 %.
Охват прививками подлежащих контингентов против краснухи составил 24,5 %. Вакцина для проведения иммунизации в рамках приоритетного национального проекта в 40 субъектов Российской Федерации в 50 % от потребности поступила в период с 25 апреля по 10 мая 2006 года, в 48 субъектов - с 19 июня до 30 июня 2006 года.
По федеральным округам Российской Федерации охват прививками против краснухи составляет от 37,4 % в Центральном, до 10,0 % в Сибирском. Высокие показатели охвата имеют место в тех субъектах Российской Федерации, где для проведения прививок в рамках приоритетного национального проекта использовалась вакцина, поступившая для национального календаря или приобретенная за счет средств субъектов Российской Федерации.
Вакцина против гриппа «Гриппол» отечественного производства приобретена в количестве 22 млн. доз, поставка которой в субъекты Российской Федерации запланирована в третьем квартале 2006 года перед проведением сезонной иммунизации.
На сезон 2006-2007гг. при производстве вакцины был использован рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения штаммовый состав гриппозной вакцины:
- А/Н.Каледония/20/99(НШ1),
- A/Bhckohchh/67/05(H3N2),
- В/Малайзия/2506/04.
Полиомиелитная инактивированная вакцина для иммунизации детей раннего возраста до настоящего времени в субъекты Российской Федерации пока не поступала, открытый аукцион на право заключения государственного контракта на поставку медицинских иммунобиологических препаратов для дополнительной иммунизации в рамках приоритетного национального проекта объявлен Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию на 26 июля 2006 года.
По данным, поступившим из управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в недостаточном объеме проводится работа по активному и постоянному информированию населения о целях и необходимости иммунизации в Брянской, Калужской, Новгородской, Читинской и Камчатской областях, Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Хабаровском крае и Еврейской автономной области.
В настоящее время начата подготовка к организации и проведению иммунизации в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2007 году.
Для определения численности и контингентов, подлежащих дополнительной иммунизации по субъектам Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом №91-ФЗ от 30 июня 2006 года «О внесении изменения в статью 9 Федерального Закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» проводится подготовка постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О дополнительной иммунизации населения Российской Федерации в 2007 году».
В 2007 году прививкам подлежат:
- против гепатита В 15 млн. человек - лиц молодого возраста от 18 до 35 лет не болевших и не привитых ранее, среди них студенты ВУЗов, контингенты Минобороны России, МВД России, ФСИН России, ФСБ России и ФСКН России и 9,3 млн. человек населения Российской Федерации указанного возраста.
- Против краснухи - 6 млн. девушек и женщин от 18 до 25 лет, не болевших и не привитых против краснухи ранее, а также дети от 8 лет и старше не болевших и не привитых против краснухи.
- против полиомиелита инактивированной вакциной 150 тысяч детей раннего возраста из групп риска.
- против гриппа 30 млн. человек, относящихся к группам повышенного риска заражения и развития осложнений после перенесенного заболевания.
В целях организации и проведения профилактических прививок взрослому населению в 2007 году необходимо:
1. Руководителям территориальных органов Роспотребнадзора, совместно с руководителями управлений здравоохранения субъектов Российской Федерации:
1.1. Начать работу по определению численности подлежащих контингентов
1.2. Уточнить силы и средства необходимые для проведения этой работы на базе поликлиник, здравпунктов учебных заведений, предприятий и учреждений, а также прививочных бригад медицинских поликлиник в учреждениях, расположенных на территории их обслуживания.
1.3 Усилить контроль за соблюдением «холодовой цепи» особенно на уровне ФАП и ЦРБ. Не допускать проведение прививок вакцинами с нарушением «холодовой цепи». Незамедлительно информировать Роспотребнадозор о нарушениях «холодовой цепи».
Пересмотреть планы профилактической работы с населением в области вакцинации, наладить работу со средствами массовой информации по этому вопросу.
При подготовке нормативно-правовых документов необходимо предусмотреть механизм передачи медицинских иммунобиологических препаратов или финансовых средств ведомствам, которые являются другими субъектами бюджетного планирования.
2. Г.Ф. Лазиковой - заместителю начальника Управления эпиднадзора, санитарной охраны территорий, надзора на транспорте
До 27.07.2006 подготовить проекты писем в адрес губернаторов Амурской, Мурманской, Псковской областей, президенту Республики Удмуртия, Председателю Правительства Республики Тыва о неудовлетворительной работе по иммунизации населения в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Подготовить график заслушивания в Роспотребнадзоре руководителей Мурманской, Амурской, Псковской областей, Республики Тыва и Удмуртской Республики.
2. О ходе летней оздоровительной кампании 2006 года.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за летними оздоровительными учреждениями осуществлялся Управлениями Роспотребнадзора на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 215 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году», направленное на обеспечение полноценного отдыха детей в летнюю оздоровительную кампанию, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 № 5 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году», зарегистрированное Минюстом России 13.04.2006 №7691.
В I смену летней оздоровительной кампании 2006 года функционировало 48365 детских оздоровительных учреждений ( в 1-ую смену 2005 года - 49656), с количеством детей 2741537 ( в 1-ую смену 2005 года - 2528060).
По предварительным данным, во вторую смену летней оздоровительной кампании 2006 года количество функционирующих учреждений и число отдохнувших детей сохраняется на уровне 2005 года.
На 25.07.2006 в большинстве регионов Российской Федерации продолжается 2 смена, окончание которой планируется с 28.07. по 30.07.2006.
Без согласования с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в 1 смену открыты 19 оздоровительных учреждений. Так, только в Красноярском крае - 13 ЛОУ (12 ЛОУ с дневным пребыванием и 1 загородный ЛОУ «КрайсЭйр»), в Иркутской области - 2 ЛОУ (1 ЛОУ с дневным пребыванием, 1 санаторий «Кедр» г.Саянск), во Владимирской области - 2 ЛОУ (1 загородный ЛОУ «Солнечный», 1 ЛОУ с дневным пребыванием), в Пермском крае - 1 ЛОУ («Некоммерческое партнерство ребячий лагерь «Новое поколение»).
Установленные сроки продолжительности оздоровительных смен соблюдались в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (в загородных - 21-24 дня, в лагерях с дневным пребыванием - не менее 18 дней).
Однако, в Омской, Тюменской, Челябинской, Читинской областях, республиках Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Хакасия, Удмуртской Республике и ряде других отмечены случаи сокращения продолжительности смен в загородных оздоровительных учреждениях до 18 дней.
При оценке рационов питания в отдельных оздоровительных учреждениях Пензенской, Оренбургской, Приморском крае выявлены факты невыполнения норм питания по рыбе, творогу, кисломолочных продуктов, свежих фруктов и овощей. В Белгородской области в ряде летних оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей в сельской местности не выполнены нормы питания по мясу говядины, которое заменялось мясом птицы и колбасными изделиями.
В целом, по загородным стационарным лагерям при 4-5-разовом питании сумма на одного ребенка в день составила 80-130 рублей (в 2005г. - 80-85), в учреждениях с дневным пребыванием при 2 разовом питании в день сумма 40 -80 рублей, при 3-х разовом - 50-100.
Отмечалось несоответствие готовых блюд по калорийности и полноте вложений в Тверской области на 10%, Томской области 5,9%, Оренбургской области на 3,5%, Республике Мордовия на 5%, Республике Бурятия на 9,6%, Воронежской области на 19,55%, Республике Алтай на 10,3%, Ульяновской области на 7,5%, в Чувашской Республике на 18,6% и др.
Для профилактики витаминной недостаточности в летних оздоровительных учреждениях применяются поливитаминные препараты, проводится искусственная «С»-витаминизация готовых блюд. Не проводилась витаминизация в ряде детских оздоровительных учреждений Курганской области.
По информации на 25.07.2006 во 2 смену в Краснодарском крае - во 2-ю смену функционирует 1604 (в 1 смену 2006 - 1230) летних оздоровительных учреждений для детей, в том числе 1135 лагерей с дневным пребыванием.
Во 2-ю смену в летних оздоровительных учреждениях отдыхает 112777 (в 1 смену 2006 - 91054) детей, в том числе 45300 детей в загородных лагерях, в санаторных оздоровительных лагерях 23424 ребенка, в детских санаториях 8576 детей, в лагерях с дневным пребыванием 18134 ребенка.
В Ставропольском крае - во 2-ю смену функционирует 662 (в 1 смену 2006 - 755) детских учреждения труда и отдыха с охватом 36639 (в 1 смену 2006 -51680) детей и подростков.
Всеми видами труда, отдыха и оздоровления в июле охвачено 74 тыс. детей и подростков (в июне 2006 - 114 тыс.).
В санатории Кавказских минеральных вод заехало 3410 (2005г. - 4428) чел., из них из других регионов - 1051 (2005г. - 2157) - Краснодарский край, Карачаево-Черкесская Республика, Адыгея, Ростовская область, Калмыкия, Саратов, Астраханская область и др.
В Ростовской области - во вторую смену в области функционировало 539 (в 1 смену 2006 - 888) оздоровительных учреждений общей численностью 42980 детей (в 1 смену 2006 - 63442), в т.ч. 480 оздоровительных учреждений с дневным пребыванием с охватом 27400 детей и 59 загородных оздоровительных учреждений с охватом 15580 детей.
В оздоровительных учреждениях Ростовской области во 2 -ю смену оздоравливалось 3860 детей из других регионов России. Выехали в оздоровительные учреждения Краснодарского края - 1487 детей; в г. Санкт-Петербург с экскурсионными турами - 273 ребенка.
Проведена акарицидная обработка на площади 90 га.
В Кемеровской области - во вторую смену в области функционируют 442 (в 1 смену 2006 - 1004) летних оздоровительных учреждения, в которых отдыхает 32,9 тыс. детей (в 1 смену 2006 - 75,1 тыс.).
За пределы Кемеровской области железнодорожным транспортом отправлено 282 организованные группы - 10,9 тыс. детей.
В Оренбургской области - во вторую смену функционирует 1535 оздоровительных учреждений (в 1 смену 2006 - 1473). В лагерях всех типов отдыхает 73600 человек (в 1 смену 2006 - 72127).
За истекший летний период за пределы области согласован выезд железнодорожным транспортом 32 группам с общей численностью детей 1502 человека, воздушным транспортом - 3 группам с общей численностью 262 человека.
За I смену летней оздоровительной кампании 2006 года было наложено 3734 штрафа (за 1 смену2005 - 1307 штрафов) на сумму более 3412560 рублей (в 2005 году - 290200 рублей), отстранено от работы - 222 человека, вынесено 14 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов (за 1 смену 2005 года -179), передано дел в суды и следственные органы - 47.
Отстранено от работы более 542 сотрудников оздоровительных учреждений. Основной причиной отстранения от работы явилось несвоевременное прохождение медицинского осмотра, отсутствие медицинских книжек установленного образца.
Несмотря на меры, принимаемые специалистами Роспотребнадзора в нарушение требований санитарного законодательства и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 № 5 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году», во 2-ю смену продолжают отмечаться те же грубейшие нарушения в работе летних оздоровительных учреждений, что и в 1-ю смену.
Так, при осуществлении государственного надзора за функционированием оздоровительных учреждений были выявлены:
- несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима работы учреждений;
- отсутствие на пищеблоке сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность, принятых продуктов;
- отсутствие контроля (бракеража) за качеством поступающей на пищеблок продукции;
- нарушение условий и сроков хранения продуктов;
- несоблюдение режима мытья посуды;
- несоблюдение требований санитарных правил при отборе и хранении суточной пробы;
- не выдерживались суточные нормы питания по творогу, рыбе, фруктам, овощам;
- недостаточный контроль со стороны медицинских работников за работой оздоровительного учреждения, особенно за организацией питания и работой пищеблока;
- нарушения по порядку прохождения медосмотров персоналом.
Результатом несоблюдения санитарных норм и правил при организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях является рост вспышек инфекционных заболеваний пищевой этиологии. В течение июня-июля 2006 года зарегистрировано 10 вспышек острых кишечных инфекций, при которых пострадало около 500 человек. (Красноярский и Приморский край, Новосибирская, Саратовская, Ульяновская, Московская, Свердловская, Астраханская области.)
В 2005 году за всю летнюю оздоровительную кампанию в летних оздоровительных учреждениях было зарегистрировано 4 случая массовых инфекционных заболеваний с числом пострадавших 56 детей.
С целью улучшения условий пребывания детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях и повышения эффективности их оздоровления в III смену летней оздоровительной компании 2006 года, а также в целях профилактики вспышек кишечных инфекций в оздоровительных детских лагерях руководителям территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации необходимо:
- ужесточить проведение комплекса мероприятий по предупреждению заноса и распространения острых кишечных инфекций в детских оздоровительных учреждениях;
- повысить требовательность к руководителям оздоровительных детских учреждений за своевременность и полноту информации о возникновении среди детей и персонала групповых заболеваний и оперативных мер по их расследованию и ликвидации;
- проводить целенаправленную санитарно-просветительную работу и обучение
сотрудников оздоровительных учреждений и родителей по предупреждению распространения кишечных инфекций;
- предусмотреть проведение полноценного и эффективного лабораторного исследования объектов в период эксплуатации летних оздоровительных учреждений, обратив особое внимание на безопасность питьевой воды, особенно из источников нецентрализованного водоснабжения;
- усилить применение мер административного воздействия при нарушении гигиенических требований в летних оздоровительных учреждениях;
- обратить внимание управлений органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации на крайне низкий уровень подготовленности медицинских работников, направляемых на работу в летние оздоровительные учреждения;
- провести дополнительные мероприятия, направленные на повышение качества обучения персонала и потребовать от руководителей летних оздоровительных учреждений неукоснительного соблюдения санитарных норм и правил.
$SIGN