Доступ для сотрудников

Дети и компьютер

Результаты профилактических медицинских осмотров детей и подростков-школьников Красноярского края свидетельствуют об увеличении нарушения осанки, сколиоза и понижение остроты зрения, которые выявляются в период поступления детей в детское дошкольное учреждение, в школу, и значительно изменяются в худшую сторону за период обучения в школе.

Нарушение осанки на протяжении 2009-2013 гг. чаще выявляется у детей при переходе к предметному обучению (4-5 классы) – 13,6…18,0 случаев и у детей перед окончанием школы (16-17 лет) – 19,2…26,3 случаев на 1000 осмотренных детей соответствующего возраста. Показатель выявляемости сколиоза у детей и подростков всех рассматриваемых групп в 2013 году, в сравнении с 2012 годом, снизился, за исключением детей перед поступлением в детское дошкольное учреждение – показатель увеличился с 1,3 до 3,0 на 1000 осмотренных детей.

За период 2009-2013 гг. понижение остроты зрения регистрируется у детей при поступлении в детское дошкольное учреждение – в 9,3…13,2 случаях на 1000 осмотренных детей, а перед окончанием школы (дети в возрасте 16-17 лет) данный показатель достигает 47,4…67,3 случаев на 1000 осмотренных детей. В 2013 году, по отношению к 2012 году, отмечается снижение показателя выявляемости нарушений (понижения) остроты зрения у детей при поступлении в детское дошкольное учреждение – с 13,2 до 9,3 на 1000 осмотренных, перед поступлением в школу (30,6 до 29,8 на 1000 осмотренных) и рост по другим возрастным группам.

Одним из факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье наших детей, является чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами.

Компьютер – это источник электрического, магнитного излучения и статического напряжения, поэтому гигиенические нормативы предусматривают  нагрузки, безопасные для здоровья детей.

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране монитора на уроке не должна превышать:

·для обучающихся в I-IV классах - 15 мин;

·для обучающихся в V-VII классах - 20 мин;

·для обучающихся в VIII-IX классах - 25 мин;

·для обучающихся в X – XI классах на первом часу учебных занятий 30 мин, на втором - 20 мин.

Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

·для обучающихся в II-V классах не более 60 мин;

·для обучающихся в VI классах и старше - не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин для учащихся II – V классов и 15 мин для учащихся  старших классов.

Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить:

·для детей 7 - 10 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин;

·для детей 11 - 13 лет двумя занятиями по 45 мин: одно - в первой половине дня и другое - во второй половине дня;

·для детей 14 - 16 лет тремя занятиями по 45 мин каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.

В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью:

·до 10 мин для детей младшего школьного возраста;

·до 15 мин для детей среднего и старшего школьного возраста.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 минут.

Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

Не допускается одновременное использование одного монитора для двух и более детей независимо от их возраста.

С целью профилактики негативного влияния на орган зрения рекомендуются комплексы упражнений для глаз. Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 - 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

С другими комплексами упражнений физкультурных минуток, физкультурных пауз, профилактической гимнастики для дошкольников, направленными на профилактику утомляемости не только зрительного анализатора, можно ознакомиться в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» в Приложениях 9,10,11.

Также следует отметить, что вред состоянию здоровья ребенка может нанести не только чрезмерное время провождение его за монитором, но и неправильно организованное рабочее место в целом, в т.ч. отсутствие специального стула для поддержания физиологически рациональной позы для снижения статического напряжения мышц шеи и спины, отсутствие специального стола для размещения монитора и клавиатуры под определенным углом с целью профилактики заболеваний глаз и суставов кистей рук, неправильное размещение экрана компьютера относительно окна – источника естественного освещения или потолочных светильников.

Естественный свет должен попадать преимущественно слева, искусственное и естественное освещение не должны создавать бликов на поверхности экрана.

Помните, что самая тяжелая нагрузка на позвоночник человека в положении – сидя.