С 1 июня 2019 года в Российской Федерации поэтапно вводится институт уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг
Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», вступившим в силу с 03.09.2018 (за исключением некоторых положений), на территории Российской Федерации вводится институт финансового уполномоченного, призванный защищать права граждан в сфере кредитования и на страховом рынке.
Документ устанавливает порядок досудебного урегулирования споров между финансовыми организациями и их клиентами, а также правовые основы взаимодействия финансового уполномоченного с данными организациями.
Закон направлен на создание для граждан на безвозмездной основе системы досудебного урегулирования споров с финансовыми организациями в ситуациях, когда потребитель и организация не смогли урегулировать спор в претензионном порядке.
Таким образом, за исключением ряда случаев, обращение к финансовому уполномоченному станет обязательной стадией перед обращением в суд.
Финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей как в отношении финансовых организаций, включенных в определенный реестр или перечень, в случаях, если размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб., так и если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления возмещения денежных средств по ОСАГО.
Обращение потребителя должно быть направлено финансовому уполномоченному в пределах срока исковой давности (срок давности по обращениям к омбудсмену – 3 года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права). В случае истечения данного срока гражданин может восстановить свои нарушенные права через суд.
В своей деятельности финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей кредитных и страховых услуг, микрофинансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов (НПФ), услуг ломбардов и кредитных потребительских кооперативов.
Перечисленные организации будут обязаны взаимодействовать с финансовыми уполномоченными, решения которых будут носить для данных финансовых организаций обязательный характер. В случае неисполнения ими решений финансового уполномоченного потребителю будет выдаваться исполнительный документ (удостоверение) для обращения в службу судебных приставов. В тоже время финансовая организация сможет обжаловать решение финансового уполномоченного в суде в случае своего несогласия с ним.
Иные финансовые организации, за исключением вышеперечисленных, смогут взаимодействовать с финансовыми уполномоченными на добровольной основе.
Решением Совета директоров Банка России главным финансовым уполномоченным назначен Воронин Юрий Викторович, вступивший в должность с 3 сентября 2018 года.
Для обеспечения деятельности финансовых уполномоченных будет создана Служба финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финансовых организаций в форме некоммерческого партнерства, высшим органом которой будет Совет.
Омбудсмен при принятии решений независим от непосредственных участников спора, органов государственной власти, Банка России и других организаций и должностных лиц.
Вводить институт финансового уполномоченного будут постепенно:
- с 01.06.2019 г. – для страховых организаций, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного);
‑ с 28.11.2019 г. – в отношении страховщиков по иным видам страхования;
- с 2020 г. – для микрофинансовых организаций;
- с 2021 г. – для всех остальных финансовых организаций (кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды).
Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного, письменно на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.
К обращению прилагаются:
· копия заявления в финансовую организацию;
· копия ответа финансовой организации на ваше заявление (при наличии);
· копия договора с финансовой организацией;
· копии иных документов по существу спора;
· документы, подтверждающие полномочия законного представителя (при направлении обращения законным представителем);
· копия платежного документа, подтверждающего внесение платы за рассмотрение финансовым уполномоченным обращения третьих лиц (в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации).
Дополнительно информируем, что консультации по вопросам соблюдения требований действующего законодательства в области защиты прав потребителей, в том числе при предоставлении финансовых услуг телефонам «горячей линии» Управления 8 (391) 226-89-50 и его территориальных отделов с 10.00 до 12.00 час. и с 13.00 до 17.00 час. В круглосуточном режиме работает Единый консультационный центр Роспотребнадзора по телефону 8-800 555 49 43 (звонок бесплатный) без выходных на русском и английском языках.
Используя Государственный информационный ресурс по защите прав потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru, каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, судебной практикой Роспотребнадзора, в том числе в финансовой сфере.