Верховный Суд Российской Федерации распространил «период охлаждения» на заемщиков, подключенных банком к программе страхования

Среди наиболее частых обращений, поступающих в адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее - Управление), являются жалобы потребителей на отказ банков возвращать комиссию/плату за подключение к программе коллективного страхования.

Как следует из содержания обращений, при заключении кредитного договора банки предлагают услуги по подключению потребителей к программе коллективного страхования. Несогласие потребителя с услугой грозит риском отказа в выдаче кредита.

Однако после заключения кредитного договора и отказа потребителя в течение пяти рабочих дней от невыгодной услуги, банк отказывается возвращать потребителю уплаченную им же из кредитных средств комиссию/плату за подключение к программе страхования.

Между тем, в соответствии с Указанием от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» (далее - Указание Банка России) Банк России обязал страховые компании при осуществлении добровольного страхования предусматривать условие о возврате страхователю уплаченной им страховой премии в случае отказа страхователя от договора страхования в определенный срок (не менее пяти рабочих дней) со дня заключения договора.

По мнению кредитных организаций Указание Банка России при указанных обстоятельствах не применяется, поскольку страхователем является банк, а не заемщик, соответственно плата за подключение к программе страхования возврату не подлежит.

Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке финансовых услуг, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела вопрос о том, распространяется ли на заемщика, подключенного банком к программе коллективного страхования, действие Указания Банка России.

Из определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 следует, что заемщик вправе отказаться от договора страхования в установленный срок с возвратом всей уплаченной при подключении к программе страхования денежной суммы за вычетом части страховой премии, пропорциональной времени действия договора страхования (если договор начал действовать на дату отказа от него заемщика), а также реальных расходов банка, понесенных в связи с совершением действий по подключению данного заемщика к программе страхования. Обязанность по доказыванию размера таких расходов лежит на банке. Условия договора, не допускающие возврат заемщику соответствующей суммы, являются ничтожными.

Обращаем внимание потребителей, что с 01.01.2018 «период охлаждения» на отказ от страхования составляет 14 календарных дней.

В целях защиты своих прав потребители могут обратиться за консультацией по телефону «горячей линии» 8 (391) 226 89 50 в рабочие дни с 10.00 час. до 12.00 час. и с 13.00 час. до 17.00 час. (в пятницу до 16.00 час.). Кроме того, Управлением проводится личный прием граждан во вторник с 09.00 час. до 10.00 час. и пятницу с 9.00 час. до 12.00 час. по адресу: г. Красноярск, ул. Каратанова, д. 21.