Доступ для сотрудников

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю защищает права потребителей: итоги работы за 2021 год

В рамках реализации федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2021 году Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено 343 проверки и 35 контрольных закупки соблюдения обязательных требований потребительского законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары, оказывающими услуги (выполняющими работы) населению Красноярского края.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий Управлением выявлено 2386 нарушений, из которых почти 60 % допущено исполнителями услуг. В отношении продавцов продовольственных товаров выявлено 384 нарушения, непродовольственных – 605.

По фактам выявленных нарушений Управлением возбуждено 1104 дела об административных правонарушениях, из них в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность розничной продажи пищевых продуктов и в сфере общественного питания 322 дела, вынесено 444 постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на сумму около 7 млн. руб., из них 1,1 млн.руб. на хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот пищевых продуктов, выдано 47 предписаний об устранении нарушений, объявлено 454 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В 2021 году Управлением  рассмотрено 8940 письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей. В общем количестве обращений стабильно превалировали жалобы на нарушения прав потребителей в сфере торговли, на их долю пришлось почти 60% всех обращений – 5266 ед., при этом 75 % касались оборота непродовольственных товаров, 25 % - продовольственных.

Резко сократилось  (с 1137 ед. в 2020 году до 362 ед. в 2021 году)  количество обращений потребителей с жалобами в отношении продавцов, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом («Интернет», мобильные приложения и т.п.).

В сферах, отмеченных в 2020 году резким ростом числа жалоб на нарушения, вызванные неисполнением договорных обязательств в связи с введением противоэпидемических ограничений, в 2021 году количество обращений сократилось, например: в сфере оказания услуг туризма - в 4,2 раза (с 480 до 114), гостиничных услуг – в 2,8 раза (с 69 до 25), транспортных услуг - в 2,8 раза (с 699 до 251), в том числе в сфере услуг воздушных пассажирских перевозок - в 4,5 раза (с 538 до 120). Количество обращений в названных сферах нормализовалось и достигло уровней, сопоставимых с показателями предшествующих периодов.

Заметное снижение (при традиционно высоких абсолютных значениях относительно других сфер) по отношению к 2020 году  продемонстрировали  обращения на нарушения в сферах: услуг ЖКХ – на 19%, финансовых услуг - на 27%, долевого строительства жилья – на 12%, бытового обслуживания населения – на 7%, услуг связи – на 23% . Напротив, возросло (с 48 до 55 ед.) число обращений граждан с жалобами на нарушения прав потребителей, связанные с вопросами возврата денежных средств за концерты, спектакли и иные культурно-развлекательные мероприятия, несостоявшиеся в связи с ограничительными мерами.

Кроме того, в 2021 году значительно возросло (на 62,5%) число обращений с жалобами на риэлтерские агентства, не исполняющие условия договора по предоставлению жилья внаем (с 104 до 169 ед.).

По сравнению с 2020 годом практически не изменилось количество обращений в сфере услуг общественного питания (122 и 121 соответственно) и сфере оказания услуг платежных агентов (15 и 17 соответственно).


Большинство обращений содержали обстоятельства конкретного имущественного спора, в силу чего в 90 % случаев заявителям довались соответствующие разъяснения, по 282 письменным обращениям проведены проверки, по результатам рассмотрения 454 обращений хозяйствующим субъектам объявлены  предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства, 26 обращений стали поводом для проведения контрольных закупок. По результатам рассмотрения обращений возбуждено 550 дел об административных правонарушениях.


Управление продолжает осуществлять судебную защиту потребителей: в 2021 году дано 251 заключение, в суды подано 99 исковых заявлений, из них 11 в сфере оборота пищевых продуктов. В результате судебной защиты прав потребителей с участием Управления в пользу потребителей присуждено порядка 31 млн. руб.


Напоминаем, что в целях защиты прав и законных интересов потребителей Роспотребнадзором сформирован и регулярно наполняется государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, который содержит исчерпывающую информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На сайте размещена нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям и многое другое.

В целях оказания гражданам практической помощи в самозащите нарушенных прав на качество товаров, работ (услуг), Управлением разработаны формы документов: претензионных писем, исковых заявлений, ходатайств и пр. При нарушении прав потребителей граждане могут получить консультации по телефонам «горячей линии» Управления 8 (391) 226-89-50 и его территориальных отделов с 10.00 до 12.00 час. и с 13.00 до 17.00 час., в пятницу до 16-00 час., в круглосуточном режиме без выходных дней по телефону Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800-555-49-43 (звонок из любого населенного пункта России бесплатный). Оставить обращение можно на официальном сайте Управления.