Приложение
к протоколу коллегии
Федеральной службы по
надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека
от 14 декабря 2007 года
О радиационной обстановке и
радиационно-гигиенической
паспортизации на территории
Российской Федерации
Заслушав и обсудив доклад директора Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева И.К. Романовича, коллегия отметила, что органами и организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведена организационная и методическая работа, которая позволила ввести с 1998 года ежегодную радиационно-гигиеническую паспортизацию организаций и территорий субъектов Российской Федерации. За этот период увеличилось число субъектов Российской Федерации, в которых проводится паспортизация с 68 - в 1998 г. до 83 - в 2006 г. В настоящее время не представили радиационно-гигиенические паспорта 3 субъекта Российской Федерации: Чеченская Республика, Тверская область (паспорт не подписан администрацией области) и Ненецкий автономный округ.Отмечается рост числа организаций, охваченных паспортизацией с 13 915 в 1998 г. и числом работающих 127 238 человек до 15 831 в 2006 году с числом работающих 194 444 человек. Установлен контроль за дозами облучения персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения. Средние индивидуальные годовые эффективные дозы персонала в большинстве субъектов Российской Федерации не превышают основные пределы доз, регламентированные Законом Российской Федерации “О радиационной безопасности населения” и Нормами радиационной безопасности (НРБ-99).
С 2004 г. паспортизация внедрена в системе Министерства обороны Российской Федерации, на объектах, курируемых Федеральным медико-биологическим агентством, с 2005 г. в системе Федеральной службы исполнения наказаний и МВД России, с 2006 г. - ФСБ России и Управления делами Президента Российской Федерации.
На основе статистической обработки и анализа паспортов субъектов Российской Федерации и министерств подготавливается радиационно-гигиенический паспорт Российской Федерации, который вместе с выводами по его совершенствованию, основными задачами на следующий год, направляется в администрации субъектов Российской Федерации, органы и организации Роспотребнадзора, в министерства и ведомства.
Вклад различных источников в дозу облучения населения по структуре в основном не изменился. Основная доза приходится на природные источники ионизирующего излучения - 79,2%, второе место занимает медицинское облучение - 20,5%, техногенное облучение - 0,04%.
За счет оптимизации структуры рентгенологических исследований и замене устаревшего рентгенологического оборудования средние годовые индивидуальные дозы облучения населения за счет рентгенологических медицинских исследований уменьшились с 0,99 мЗв/год в 1998 году, до 0,77 мЗв/год в 2006 году.
В 2006 году отмечается снижение количества проб пищевых продуктов, содержание радиоактивных веществ в которых превышает установленные нормативы. В 1998 году было 4519 проб, что составляло 2,23%, в 2006 году - 780 (0,5%).
Несмотря на то, что в целом по Российской Федерации радиационная обстановка является удовлетворительной, в ряде регионов имеются серьезные проблемы с обеспечением радиационной безопасности населения и необходима постоянная и серьезная работа по ограничению доз облучения населения от различных источников, в первую очередь природных и медицинских. Необходимо также принятие мер по улучшению качества ведения радиационно-гигиенических паспортов.
Из 170 показателей радиационной безопасности, включенных в РГП, 15 показателей в 48 субъектах не исследуются. Это содержание радиоактивных веществ в почве в 16 субъектах Российской Федерации (Республики Адыгея, Алтай, Ингушетия, Краснодарский край, области Калужская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Читинская, Еврейская АО, Автономные округа Усть-Ордынский Бурятский,, Агинский Бурятский, Чукотский) и содержание радиоактивных веществ в воздухе в 32 субъектах Российской Федерации.
В 9 субъектах Российской Федерации отмечаются среднегодовые дозы облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях выше федеральных показателей (Пермский край (1,61 мЗв/год), г. Москва (1,22 мЗв/год), Алтайский край (1,14 мЗв/год), Сахалинская область (1,13 мЗв/год), г. Санкт-Петербург (1,12 мЗв/год), Тюменская область (1,09 мЗв/год), Магаданская область (1,08 мЗв/год), Свердловская область (1,08 мЗв/год) и Читинская область (1,04 мЗв/год). В 18 субъектах Российской Федерации инструментальный контроль доз пациентов вообще не проводится (Республики: Башкортостан, Алтай, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарская; области: Брянская, Ивановская, Курганская, Самарская, Сахалинская, Смоленская, Читинская, Еврейская автономная). Для 72 % населения России дозы природного облучения составляют 3,0-4,0 мЗв/год, для 13 % населения - превышают 5 мЗв/год, а для 0,15 % населения (около 220 тыс. чел.) - превышают 10 мЗв/год. Так, средняя доза облучения жителей Еврейской АО близка к значению 10 мЗв/год, а для жителей Республики Алтай – превышает значение 10 мЗв/год. Дозы облучения отдельных жителей в Пластовском районе Челябинской области достигают 250 мЗв/год, в г. Балей Читинской области – до 100 мЗв/год, в Еврейской АО – до 60 мЗв/год, Республике Алтай – до 50 мЗв/год, Боковском и Ремонтненском районах Ростовской области – до 50 мЗв/год.
Требуется повышение качества исследований показателей радиационной безопасности питьевой воды, продуктов питания. Необходима организация особого контроля за продукцией местного производства, условиями проживания и деятельности в зонах радиоактивного загрязнения в результате прошлых радиационных аварий. Это юго-западные районы Брянской области, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС, где проживают около 360 тыс. населения, и населенные пункты Челябинской области, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения вследствие радиационной аварии на ПО «Маяк», с числом жителей около 4 тыс. человек.
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
РЕШИЛА:
1. Принять к сведению информацию директора Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева И.К. Романовича о радиационной обстановке на территории Российской Федерации по результатам радиационно-гигиенической паспортизации, задачах по совершенствованию паспортизации и обеспечению радиационной безопасности населения.
2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
2.1. Обеспечить внедрение паспортизации на всех объектах, использующих источники ионизирующего излучения, находящихся под надзором и расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
2.2. Принять меры по обеспечению достоверности и соответствия показателей, используемых при радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий, получаемых в рамках единой государственной системы контроля и учета доз облучения граждан от всех видов излучения и других статистических форм;
2.3. Отражать при подготовке заключений в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий субъектов Российской Федерации:
2.3.1. Достоверную и полную оценку состояния радиационной безопасности;
2.3.2. Динамику показателей по сравнению с предыдущим годом;
2.3.3. Наличие лицензий на деятельность с источником ионизирующего излучения (как генерирующими, так и радионуклидными);
2.3.4. Наличие санитарно-эпидемиологических заключений на соответствие условий труда с источниками ионизирующего излучения санитарным требованиям;
2.3.5. Процент охвата паспортизацией организаций, работающих с источниками ионизирующих излучений, и наименование организаций, не представивших паспорта, с их ведомственной принадлежностью (в РГП территории);
2.4. Организовать контроль за сроками оформления РГП, обеспечив их представление (паспорта территории) в ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора до 1 июня следующего за отчетным года.
2.5. Освещать итоги радиационно-гигиенической паспортизации в средствах массовой информации.
2.6. Обеспечить использование результатов государственного санитарно-эпидемиологического надзора при подготовке заключений о состоянии радиационной безопасности населения в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий, в том числе о выполнении требований по защите пациентов при проведении медицинских рентгенологических исследований.
2.7. Принять меры по повышению качества и результативности радиационно-гигиенической паспортизации: развитие законодательной и правовой основы паспортизации, разработка региональных (ведомственных) программ по обеспечению радиационной безопасности населения, снижению доз облучения населения с учетом особенностей региона.
2.8. Представить в Роспотребнадзор до 1 апреля 2008 г. информацию о принятых мерах по повышению качества радиационно-гигиенических паспортов.
3. Главным врачам ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.
3.1. Обеспечить повышение качества вносимой информации в радиационно-гигиенические паспорта, более широко используя возможности лабораторной базы межрегиональных центров, других аккредитованных в установленном порядке лабораторий.
3.2. Предусмотреть развитие материально-технической базы лабораторий для проведения необходимых видов исследований радиационного фактора и требуемого объема контроля. Представить информацию о выполнении в Роспотребнадзор вместе с годовым отчетом за 2008 год.
3.3. Принять меры по развитию и совершенствованию ведения единой государственной системы учета индивидуальных доз граждан.
3.4. Обеспечить в установленные сроки сбор радиационно-гигиенических паспортов организаций, работающих с источниками ионизирующего излучения. Своевременно информировать Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации о задержке представления паспортов и о выявленных недостатках в их оформлении.
3.5. Обеспечить включение в радиационно-гигиенические паспорта территорий данных, полученных в рамках социально-гигиенического мониторинга и контроля при обследовании организаций.
3.6. Проводить ежегодно анализ показателей, включенных в радиационно-гигиенические паспорта организаций и территории, материалов по учету и контролю за дозами облучения (персонала), подготавливать предложения и замечания в адрес организаций и передавать до 1 июня следующего за отчетным года в органы Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации для принятия соответствующих мер.
4. Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора (А.И. Верещагин):
4.1. Обеспечить сбор радиационно-гигиенических паспортов территорий субъектов Российской Федерации в установленные сроки;
4.2. Проводить ежегодно анализ информации, внесенной в радиационно-гигиенические паспорта субъектов Российской Федерации в сопоставлении с имеющимися материалами по контролю и учету доз облучения населения, и передавать замечания по каждому из субъектов Российской Федерации в Роспотребнадзор до 1 июля следующего за отчетным года;
4.3. Представлять подготовленный проект радиационно-гигиенического паспорта России в Роспотребнадзор до 1 сентября следующего за отчетным года.
5. Директору ФГУН «Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева» Роспотребнадзора (И.К. Романович):
5.1. Обеспечить совершенствование методических документов и программных средств по заполнению радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий с аналитической обработкой результатов заполнения и подготовкой паспорта России;
5.2. Организовать работу по аттестации программных средств и обеспечению возможности их получения организациями и территориями;
5.3. Обеспечить при проведении межрегиональных семинаров, совещаний на базе межрегиональных центров по вопросам радиационной безопасности обучение специалистов по совершенствованию работы по радиационно-гигиенической паспортизации организаций, территорий. План проведения межрегиональных семинаров на 2008 г. представить в Роспотребнадзор до 1 февраля 2008 г.;
5.4. Организовать работу со средствами массовой информации по подготовке статей и выступлений по вопросам радиационно-гигиенической паспортизации.
6. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксенова):
6.1. Проводить ежегодно анализ состояния радиационно-гигиенической паспортизации и подготавливать в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по ее совершенствованию;
6.2. Подготовить до 20 января 2008 года приказ по реализации решения коллегии.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя руководителя Роспотребнадзора Л.П. Гульченко.
Руководитель, Председатель коллегии
|
Г.Г. Онищенко
|
Ответственный секретарь коллегии
|
С.В. Белых
|