Доступ для сотрудников

Протокол «Решение постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Об организации питания детей в образовательных учреждениях»»

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой, «Об организации и состоянии питания детей в образовательных учреждениях» постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отметило, что в настоящее время в системе образовательных учреждений существует несколько форм организации школьного горячего питания.
 
В образовательных учреждениях Российской Федерации питание учащихся организовано в 54 % в столовых, работающих на сырье, 15,2% -столовых, работающих на полуфабрикатах, 9% - в буфете-раздаточной, 10% -в буфете, 12% - пищеблоки отсутствуют.
 
Охват школьников горячим питанием в 2005-2006 учебном году хотя и несколько возрос по сравнению с предыдущим годом с 62,9% до 68,5%, но по-прежнему остается низким.
 
Особенно тяжелое положение сложилось в Республике Дагестан, где охват учащихся горячим питанием в последние 5 лет составляет лишь 6%.
 
В Красноярском крае удельный вес учащихся, получающих питание в общеобразовательных учреждениях, в 2005-2006 учебном году составил 81%, при этом горячие завтраки получали только 48%, горячие обеды - 30%.
 
В Омской области организованным питанием в 2005-2006 учебном году было охвачено только 57% школьников, в том числе 45% - завтраками, 12% - обедами.
 
Образовательные учреждения по-прежнему крайне недостаточно обеспечиваются продуктами питания, обогащенными микронутриентами.
 
Во многих субъектах Российской Федерации учащиеся старших классов не получают горячего питания, которое заменяется буфетной продукцией, что является нарушением требований СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Ассортимент продуктов школьных буфетов не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
 
Зачастую меню составляются с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. В рационах имеет место невыполнение норм питания по основным продуктам (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), занижение порций готовых блюд, восполнение калорийности за счет углеводсодержащих продуктов (Чувашская Республика, Хабаровский край, Камчатская, Курганская, Брянская, Магаданская области).
 
За последние пять лет удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим показателям, калорийности и полноте вложения продуктов в целом по Российской федерации практически не меняется.
 
Во многих регионах Российской Федерации не выполняется приказ МЗ СССР № 695 от 24.08.72 по проведению С-витаминизации питания и контролю за этим.
 
В 15 регионах: в Белгородской, Тульской, Владимирской, Архангельской областях, Карачаево-Черкесской республике, Усть-Ордынском Бурятском АО. не проводились исследования на вложение витамина «С». В Ивановской, "Калужской, Ярославской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областях, в Эвенкийском АО, Чукотском АО в 2005 г. было взято всего по 1- 3 пробы на определение витамина С.
 
Удельный вес положительных смывов на кишечную палочку, яйца гельминтов, патогенную микрофлору за пять лет остается практически на одном уровне, положительных проб исследованных по экспресс- методам снизилось на 1,5%.
 
Слабой - остается материально-техническая база пищеблоков, почти повсеместно имеет место изношенность технологического и холодильного оборудования, несвоевременно проводится его ремонт и замена. В связи с закрытием большинства организаций общественного питания, на базе которых осуществлялось изготовление полуфабрикатов для школьных столовых-доготовочных, они вынуждены работать на сырье при отсутствии необходимых условий. 12% школ в стране не имеют пищеблоков.
 
В Республике Дагестан 30% пищеблоков в общеобразовательных учреждениях республики не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям. В Красноярском крае - 38,9% пищеблоков.
 
В Омской области в 25% пищеблоков изношенность оборудования составляет 80%, в 10,2% школ не достаточно оснащены холодильным оборудованием.
 
В ходе осуществления мероприятий по контролю за образовательными учреждениями, в том числе и за организацией питания школьников в 2005-2006 учебном году специалистами Роспотребнадзора за нарушения санитарного законодательства было наложено только 10331 штраф на сумму около 10,5 млн. рублей, вынесено 2587 предупреждений, отстранено от работы 5809 человек, передано в суды дел о приостановлении эксплуатации объектов - 1024, из них приостановлено всего только 444; передано в правоохранительные органы материалы для возбуждения уголовных дел -65, из них только по 7 приняты решения о привлечении к уголовной ответственности.
 
Основными причинами административных санкций и приостановки работы учреждений явились:
 
- неудовлетворительное материально-техническое состояние пищеблоков;
- неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием и кухонным инвентарем;
- необходимость проведения ремонтных работ, замена устаревшего оборудования;
- недостаточное число посадочных мест в школьных столовых;
- несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
- отсутствие медицинских осмотров и не прохождение гигиенической аттестации персоналом пищеблоков;
- неудовлетворительные показатели лабораторно-инструментальных исследований;
 
Следует отметить, что в 2005-2006 учебном году количество обследований образовательных -учреждений, проведенных специалистами Роспотребнадзора, резко сократилось по сравнению с 2004-2005 учебным годом почти на 60 тысяч (с 156381 до 97971), также снизилось количество обследований с лабораторно-инструментальными исследованиями на 42 тысячи (с 98810 до 56591), т.е. на 5% меньше.
 
Все это наряду с недостаточной профессиональной подготовкой многих работников пищеблоков приводит к нарушениям технологии приготовления блюд и санитарно-противоэпидемиологического режима и как следствие этого - к возникновению вспышек острых кишечных инфекций и пищевых отравлений. В 2006 году зарегистрировано 22 вспышки (в 2005 -14) инфекционных заболеваний и пищевых отравлений с числом пострадавших 1082 человека (в 2005 - 386).
 
Следствием серьезных нарушений в организации питания школьников являются высокие темпы роста алиментарно-зависимых заболеваний (гастритов и дуоденитов, язвенной болезни желудка, болезни желчного пузыря, сахарного диабета). Показатель заболеваемости этой группы болезней превышает 8000 случаев на 100 тысяч детей в возрасте до 14 лет.
 
Проблемным вопросом в организации питания учащихся образовательных учреждений является недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней. Средняя стоимость обедов в сельских районах не превышает 10-15 рублей, в городах - 20-25 рублей. (Владимирская, Воронежская, Кировская, Курганская, Курская, Нижегородская и др.)
 
Средства на организацию питания из местных бюджетов выделяются в основном лишь для детей из малообеспеченных и многодетных семей и при этом в недостаточных объемах.
 
Из федерального бюджета выделяется финансирование на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Рязанская области), и ряду дотационных территорий.
 
Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в ряде случаев недостаточно проводят работу с органами исполнительной власти и управлениями образования в решении неотложных вопросов улучшения организации питания в образовательных учреждениях.
 
Не увеличивается объем лабораторных исследований продуктов питания и готовых блюд в пищеблоках школ. Недостаточно применяются меры административного воздействия в отношении лиц, виновных в нарушениях санитарного законодательства при осуществлении питания учащихся.
 
До сих пор отсутствуют учебно-профессиональные программы по формированию у школьников знаний о принципах здорового питания.
 
Имеется необходимость внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, нормативные и методические документы с целью улучшения организации и состояния питания учащихся образовательных учреждений.
 
Постоянно действующее совещание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
РЕШИЛО:
 
1. Принять к сведению информацию начальника Управления санитарного надзора О.И. Аксеновой, отметив при этом, что решение проблемы улучшения организации и состояния питания детей в образовательных учреждениях является приоритетной задачей в 2007 году.
 
3. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксенова):
 
3.1. Подготовить предложения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разработке и реализации региональных программ по улучшению питания учащихся образовательных учреждений, а также законодательных актов по обеспечению бесплатным и льготным питанием.
 
3.2. Внести в Минобрнауки России предложение:
 
3.2.1. О внесении дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании», в части организации школьного питания.
3.2.2. О разработке и внедрении учебно-просветительной программы по формированию у школьников знаний о принципах здорового питания.
3.2.3. Заслушать на совместной Коллегии вопрос об организации питания в образовательных учреждениях.
3.2.4. О разработке программы по улучшению организации питания в образовательных учреждениях и внесению ее на рассмотрение в Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической
политике.
 
3.3. Совместно с ГУ НИИ питания РАМН активизировать работу по подготовке проектов федеральных законов - технических регламентов «О требованиях и безопасности продуктов детского питания и процессов их производства, хранения, перевозки и реализации» и «О требованиях к безопасности пищевых продуктов и процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации».
 
3.4. Подготовить обращение к губернатору Красноярского края с просьбой о проведении в крае Всероссийского совещания по вопросу взаимодействия в решении вопроса организации питания в образовательных учреждениях.
 
4. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксенова), Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Федеральный центр "гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора совместно с научно-исследовательскими институтами подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные и методические документы в части улучшения организации и состояния питания учащихся образовательных учреждений.
 
5. Управлению санитарного надзора (О.И. Аксенова) совместно с ГУ НИИ питания РАМН разработать:
 
5.1. Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов питания для детей 7-11 и 11-18 лет и типовые меню для организации питация учащихся образовательных учреждений в срок до 15.03.2007.
 
5.2. Подготовить проекты образовательных стандартов (программ) для населения, детей и учителей образовательных учреждений по воспитанию здорового образа жизни в срок до 01.05.2007.
 
6. Руководителю управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан:
 
6.1. Обратить внимание на недостаточную эффективность санитарно- эпидемиологического надзора за организацией и состоянием питания учащихся образовательных учреждений.
 
6.2. Совместно с ГУ НИИ питания РАМН вынести вопрос по организации производства обогащенных продуктов в регионе на заседание Правительства Республики Дагестан.
 
7. Руководителю управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю совместно с администрацией края организовать проведение совещания с привлечением представителей органов исполнительной власти и управления образования Российской Федерации по изучению системного подхода к решению вопроса организации питания в образовательных учреждениях в срок не позднее 20.05.2007.
 
7. Управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
 
7.1. Повысить действенность санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением требований санитарного законодательства и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по организации питания учащихся образовательных учреждений.
 
7.2. Совместно с органами образования проанализировать организацию и состояние питания учащихся образовательных учреждений и определить неотложные меры по их улучшению.
 
7.3.Внести на рассмотрение органов исполнительной власти вопрос о необходимости восстановления льготного и бесплатного питания для учащихся всех классов.
 
7.4. Разработать и внести в органы исполнительной власти региональные программы по организации питания учащихся в образовательных учреждениях, предусмотрев в первую очередь:
 
7.4.1.Обеспечение пищеблоков современным холодильным и технологическим оборудованием;
7.4.2.Оптимизировать рацион в питания учащихся, обеспечение их пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами;
7.4.3. Организацию профессионального обучения работников пищеблоков.
 
Руководитель,
Председатель постоянно
действующего совещания
Роспотребнадзора
 
Г.Г. Онищенко
 
Ответственный секретарь постоянно
действующего совещания
 
С.В. Белых